chrome firefox opera safari iexplorer

Іван Фундуклей «Межигірський монастир» (1847 р.)

05 лютого 2013 о 13:44

МЕЖИГОРСКІЙ МОНАСТЬІРЬ

Бывшій Межигорскій монастырь находился за Вышгородомь, въ 18-ти верстахъ отъ Кіева, вверхь по теченію Днѣпра. Его названіемь опрсдѣляется мѣстоположеніе его, въ прибрежной глубокой долинѣ, окруженной съ трехъ сторонъ, лѣсистыми горами.

Объ основаніи его сохранилось слѣдующее монастырское извѣстіе. Вмѣсте съ св. Михаиломъ, первымъ митрополитомъ кіевскимъ, прибыло изъ Греціи въ Кіевъ нѣсколько монаховъ. Они, избравъ для себя мѣсто возлѣ Вьшгорода, основали тамъ монастирь и устроили деревянную церковь во имя Преображенія Господня или Спаса, на горѣ, именуемой донынѣ Спасчиной. Князь Андрей Юрьевичь Боголюбскій, бывшій удѣльнымъ вишегородскимъ княземъ, построилъ въ томъ монастырѣ каменную церковь Бѣлаго Спаса, въ 1158-мъ, а по показанію другихъ — въ 1164-мъ году. По разрушении той обители въ нашествіе Батыя, монахи ся скрывались нѣкоторое время въ лѣсахъ и дебряхъ, и потомъ избрали своимъ мѣстопребываніемъ Межигоры, и тамъ надъ самымъ Днѣпромъ построили деревянную церковь во имя св. Николая; почему и Межигорскій монастырь ихъ именовался долго Николаевскимъ.

Но и на этомъ мѣстѣ обитель подвергалась всѣмъ смутамъ, тревожившимъ Кіевъ, и пришла было въ запустѣніе. Наконецъ, въ 1523-мъ году, король Сигизмундъ 1-й, по прошенію малороссійскихъ старшинъ, далъ привиллегию на возобновленіе сего монастыря. Король Стсфанъ Баторій особенно покровительствовалъ ему. Онъ писалъ въ 1580-мъ году къ кіевскому ротмистру Касперу Стужинскому имѣть ближаійшее попеченіе о Межигорскомъ монастирѣ и не попускать его никому въ обиду, даровалъ ему привиллегію на безмытный проѣздъ черезъ Днѣпръ и сухимъ путемъ, далъ право сбора дани съ селъ Потровоцъ и Вышгорода по двѣ кади меду, дозволилъ ему дѣлать канунъ (т.е. варить и продавать медъ) три раза въ годъ, и подтвердилъ привиллегіи своихъ предшественниковъ на различныя другія угодья и владѣнія. Съ тѣхъ поръ, Межигорскій монастырь началъ застроиваться церквами и другими зданіями. Въ началѣ 17-го столѣтія въ немъ было уже три церкви: соборная Спаская, построенная 1611-го года, Никольская, построенная 1609-го года, вмѣсто прежней трапезной, и Петропавловская, поставленная въ 1607-мъ году у святыхъ воротъ подъ колокольнею. Объ нихъ упоминаетъ и патріархъ Феофанъ, въ своей второй грамотѣ Богоявленскому братству, 1620-го года. Съ той поры монастырь именовался уже Преображенскимъ.

По присоединеніи Малороссіи къ руской державѣ, гетманъ Богданъ Хмельницкій имѣлъ объ Межигорскомъ монастырѣ самое заботливое стараніе. Но изъ зданій, построенныхъ какъ прежде его, такъ и при немъ, ни одно не уцѣлѣло: пожаръ, бывшій въ 1665-мъ году, совершенно истребилъ ихъ. Послѣдующіе за тѣмъ гетманы малороссійскіе, особенно же Запорожцы, заботились о возстановленіи и обогащеніи Межигорской обители, въ чемъ оказалъ еще особенное участіе бывшій постриженцемъ сего монастыря—московскій патріархъ Іоакимъ. Онъ построилъ своимъ иждивеніемъ каменную соборную церковь во имя Преображенія Господня, подтвердивъ монастырю права ставропигіи, грамотою 1687 г., 28 Февраля. По этому случаю онъ прислалъ монастырю свой портретъ, хранящійся и нынѣ въ тамошней церковной ризницѣ, вмѣстѣ съ портретомъ князя Андрея Боголюбскаго, котораго межигорцы считали первимъ ктиторомъ своего монастыря, и портретомъ Иродіона Жураковскаго, перваго архимандрита межигорскаго, скончавшагося 1735-го года. Съ той особенно поры, т.е. со времени патріаршества Іоакимова, начали питать къ Межигорскому монастырю еще большее благоговѣніе и привязанность Запорожцы, обогащавшіе его издавна своими вкладами, приношеніеми и завѣщаніями. Они называли его своимь войсковымъ монастыремъ, и даже прислали отъ себя въ Межигорскій монастырь формальный актъ, которымъ обѣщались вмѣстѣ съ своею церковью и приходомъ «вѣчне быти подъ началомъ сего монастиря». Кошевые атаманы вмѣняли себѣ въ честь быть ктиторами или строителями Межигорскаго монастыря. Для священнослуженія и исправленія церковныхъ требъ въ Сѣчи, постоянно и исключительно заимствовались священнослужители изъ сего монастыря. Многіе Запорожцы, оставляя буйную наѣздническую жизнь, и покрывъ себя черною рясою и клобукомъ, смиренно доканчивали здѣсь остальные дни свои, въ покаяніи и молитвахъ.

Царь Алексѣй Михайловичь и его преемники пожаловали Межигорскому монастырю различныя имѣнія, угодья и привиллегіи. Ему принадлежали многія мѣстечка и села по обѣимъ сторонамъ Дніѣпра: мѣстечко Бобровица, Вышгородъ, Петровцы, Мощаны, Чернинъ, половина Козаровичь, Ясногородка, Глѣбовка, Холмъ, Русановъ, Плоское, Туровщина, Демидовцы, Демянчичи и Харьковцы (подъ Переяславомъ), Ивановскія Рудни, и другія села; не говоря о подворьяхъ и дворахъ въ Кіевѣ, Переяславѣ, Острѣ. На многихъ мѣстахъ взымаемы были въ пользу его подорожнія и перевозныя пошлины. Во всѣхъ его имѣніяхъ дозволена была безпошлинная продажа горячаго вина. Кромѣ того онъ имѣлъ свои виноградники. Каждаго лѣта кіевскіе воеводы обязаны были давать въ распоряженіе и пользованіе Межигорскаго монастыря большой байдакъ.

Вообще населенныя имѣнія сего монастыря и другія угодья простирались отъ рѣки Трубежа до лѣваго берега Днѣпра, и отъ берега Днѣпра до рѣкъ Ирпени и Роси. Сверхъ того монастыри Самарскій, Лебединскій и Левковскій, находились въ зависимости отъ Межигорскаго. Обиліемъ и богатствомъ онъ не уступалъ ни одному изъ монастырей югозападной Россіи, за исключеніемъ только Печерской лавры.

Знаменитости Межигорскаго монастыря много способствовало личное достоинство его настоятелсй. Многіе изъ нихъ избираемы были на святительскія мѣста. До 1709-го года, Межигорскій монастырь управлялся игуменами; а съ того времени учреждена въ немъ архимандрія, съ священнодѣйствіемъ архимандритовъ подобнымъ лаврскому, которое во многомъ было сходно съ священнослуженіемъ архіерейскимъ.

Въ 1786-мъ году, по Высочайшему указу отъ 10-го Апрѣля, штатъ монастыря назначенъ къ переводу въ Таврическую область; а указомъ 13-го Іюля того же года повелѣно учредить здіѣсь гошпиталь. Но въ 1787-мъ году весь монастырь сгорѣлъ — ночью, на канунѣ того самаго дня, когда Императрица Екатерина хотѣла посѣтить сію живописную и прославленную обитель.

Въ слѣдующемъ году Межигорье отдано было городу, для устроенія тамъ фаянсовой фабрики. Опустошенная пожаромъ 1810-го года, межигорская фабрика возстановлена въ 1812-мъ году; а въ 1822-мъ году она со всѣми строеніями, крестьянами и угодьями, принадлежавшими въ послѣднее время монастирю, поступила въ вѣдомство Императорскаго Кабинета.

Въ Мсжигорахъ и теперь возвышается каменная церковь св. Преображенія Господня, воздвигнутая въ 1678-90 годахъ, на мѣстѣ прежней. Послѣ пожара, бывшаго въ 1810-мъ году, она исправлена и освящена вновь 1820-го года. Рисунокъ этой церкви при семъ прилагается.

На прежнемъ монастырскомъ погостѣ осталась еще другая казенная церковь, Петропавловская, съ колокольнею. Эта церковь, вмѣсто прежней наворотной, построена иждивеніемъ Петра Кальнишевскаго, послѣдняго кошеваго атамана Запорожской Сѣчи, за годъ до уничтоженія оной, т.е. въ 1774-мъ году.

Кромѣ сихь каменныхъ церквей, до роковаго пожара 1787-го года, въ Межигорскомъ монастырѣ были еще три деревянныя: Николаевская трапезная, Благовѣщенская больничная, вновь построенная 1776-го года, и Святодуховская, построенная въ исходѣ 17-го вѣка.

Посѣтитель сего достопамятнаго и прекраснаго мѣста, съ удовольствіемъ можетъ взглянуть еще на древность, возвращенную здѣшнею природою — на огромные дубы, называемые Владиміровыми, и на нагорный источнікъ, который издавна зовется Звонками.

* Орфографія тексту збережена

Розділи: Унікальне

22 листопада

Інші дати
Народився Володимир Даль (Козак Луганський)
(1801, м.Луганськ –1872) – російський вчений, письменник. Прославився як автор «Тлумачного словника живої великоросійської мови».
Розгорнути